О психоаналитической терапии

Что такое психоаналитическая терапия?

Это метод лечения психических расстройств через терапевтические отношения и особого рода комментарии и интерпретации психических процессов пациента.

Психоаналитической терапией занимаются дипломированные психологи или врачи-психотерапевты, прошедшие дополнительное обучение, имеющие за плечами собственную терапию и супервизию, использующие при понимании внутреннего мира пациента современную психоаналитическую теорию.

Психоаналитическая терапия не имеет ничего общего с оккультными, эзотерическими и религиозными объединениями и не пропагандирует никакую идеологию, являясь сугубо научной дисциплиной.


Какое отношение психоаналитическая терапия имеет к фрейдизму?

Зигмунд Фрейд — основоположник психоаналитической теории, однако, с момента её появления, она множество раз трансформировалась и дополнялась, углубляясь в понимание того, как работает психика.

На современном этапе специалисты в этой области ориентируются на труды многих исследователей и дополняющие модели, сформированные уже после Фрейда, а также на данные нейропсихоаналитических исследований, научно проверяющих и дополняющих классические представления.

Прочитать о нейропсихоанализе можно здесь:


С какими проблемами обращаться к психоаналитическому терапевту?

Специалисты в этой области успешно работают практически с любыми ментальными проблемами, наиболее частые из которых:

— тревожные и панические расстройства;

— депрессивные расстройства;

— навязчивые (обсессивно-компульсивные) расстройства;

— диссоциативные и конверсионные расстройства;

— состояние острой и хронической травмы, включая посттравматическое стрессовое расстройство;

— различные расстройства личности, включая пограничное расстройство личности;

— расстройства пищевого поведения;

…и многие другие нарушения успешно поддаются коррекции, в том числе и без фармакологического вмешательства.


Подходит ли психоаналитическая терапия детям?

Да, возможна работа со всем многообразием детских психических нарушений, в том числе этот тип психотерапии может служить важным дополнением к лечению детей с расстройствами аутистического спектра и лёгкой умственной отсталостью.

Даже в случаях с крайне неоднозначным прогнозом зачастую удаётся добиться выравнивания эмоционального фона, расширения возможностей для адаптации ребёнка, облегчения освоения учебных и бытовых навыков.

О научных доказательствах эффективности метода у детей и взрослых можно ознакомиться на следующей странице:


Сколько потребуется времени на терапию?

Обычно для достижения значительных улучшений в среднем требуется около года при частоте встреч два раза в неделю. Следует заметить, что это усреднённая цифра, на неё могут влиять, например: условия, в которых живёт пациент; тяжесть течения заболевания; редкие комбинации личностных особенностей, подчас служащих преградой для выстраивания прочных терапевтических отношений даже в работе крайне опытных терапевтов; качество отношений с друзьями, родственниками, коллегами — при неблагоприятных условиях и тяжёлой симптоматике лечение может занимать и несколько лет.

Возможна и краткосрочная терапия: таковой считается терапия длиной примерно в десять-пятнадцать встреч. Однако, такой формат подходит далеко не всем пациентам.

Связаны столь долгие сроки с двумя особенностями:

Во-первых, в психоаналитической терпии специалист работает с самыми глубокими слоями памяти — бессознательными или недекларативными — которые неспособны помыслиться или выразиться словами, они могут лишь проявляться в виде неконтролируемого симптома. Чтобы разобраться в столь сложном предмете терапевт должен быть сконцентрирован не только на симптоме, но на его месте в личном мире пациента, на взаимосвязях болезненных проявлений со здоровыми реакциями и, в конечном итоге, на целостном «Я» пациента во всём его многообразии и неповторимости. Естественно, что для такого исследования и коррекции требуется немалое количество времени.

Во-вторых, благотворное воздействие в психоаналитической терапии происходит не только за счёт толкований и интерпретаций, но — и порой гораздо в большей степени — из-за особого качества отношений, строящихся между терапевтом и пациентом в абсолютно защищённых условиях полной конфиденциальности и прочных границ. В этих отношениях больному открывается возможность получить тот опыт, недостаток которого и приводил к возникновению симптомов заболевания, исправить свою модель привязанности, научиться управляться со своими эмоциями и многое другое — пациент в таких отношениях проходит путь замещающего развития или замещающего онтогенеза. На выстраивание таких отношений также требуется достаточный временной ресурс.


Как понять, что моя терапия завершена?

Заключение о завершении терапии как правило выносит не терапевт, а пациент, на основании своих ощущений. Если говорить в общем, то это когда Вам стало лучше и Вы уже не боитесь того, что обратно станет хуже.


Можно ли делать перерывы в терапии?

Наша жизнь бывает непредсказуемой, и важно знать, что прервать или прекратить лечение можно в любой момент — равно как и затем вновь вернуться к нему.

Квалифицированный и компетентный специалист, следующий технике построения терапевтических отношений и соблюдающий этический кодекс, никогда не выскажет обвиняющей критики в Ваш адрес и не изменит своего профессионального отношения к Вам, если Вы решили прервать лечение или завершить его. Напротив: терапевт постарается помочь Вам, например, порекомендовав коллегу с более низкой стоимостью сеансов или психиатра — в случае, если Вы в своём лечении решили полностью опереться на фармакологию.

Здесь важно отметить: научно доказано, что улучшение состояния пациентов, проходивших психоаналитическую терапию, продолжалось даже после полного прекращения лечения, особенно в случае долгосрочной терапии (например, в мета-анализах Abbass и др, 2009; de Maat и др, 2009; Leichsenring и Rabung, 2008; Leichsenring и др, 2004). Больше ссылок на исследования эффективности психоаналитической терапии можно найти здесь:


Можно ли одновременно получать и фармакологическое, и психотерапевтическое лечение?

Конечно, при условии, что проводить эти два типа лечения будут разные специалисты.

Дело в том, что, даже если с Вами работает врач-психиатр — а он имеет право назначать лекарственные препараты — в рамках психоаналитической терапии любые отношения, кроме терапевтических, исключаются: назначение врачом медикаментов в таком случае полностью уничтожает атмосферу равенства и независимости участников терапии — то есть разрушает терапевтический альянс.

Поэтому с одним и тем же пациентом психоаналитическому терапевту следует заниматься только психотерапией, а — в случае острой необходимости фармакологического вмешательства — отправлять дополнительно к психиатру.


Как комментарии и интерпретации помогут мне избавиться от симптомов?

Пациенты психиатрического профиля страдают преимущественно от различных эмоциональных переживаний.

В психоаналитической терапии подразумевается, что чувства, от которых страдают пациенты, что-то значат (эта идея в медицине не нова, например, высокая температура может значить один из признаков инфекции).

В частности, такие чувства представляют из себя неудовлетворённые потребности и бессознательные, автоматические попытки эти потребности удовлетворить.

Указывая на потребности пациента, проявляющиеся в симптомах, интерпретируя нужды пациента, психотерапевт даёт ему возможность учиться как можно лучше удовлетворять их.

В отличие же от психотерапевтического, психофармакологический подход — напротив — подавляет нежелательные чувства. Но иногда это необходимо.


Может ли психоаналитический психотерапевт дать мне советы о том, как мне наладить мою жизнь?

В рамках любого лечения, опирающегося на психоаналитические взгляды, терапевт не говорит пациенту, что тому делать и как себя вести, не даёт домашних заданий, не рассказывает «жизненные» истории, в том числе про себя, а также ни в коем случае не ставит в пример своих пациентов и не пытается что-либо внушить.

Главные инструменты в психоаналитической работе:

— отношения между терапевтом и пациентом в условиях независимости, полной конфиденциальности и строгого соблюдения границ;

— комментарии и уточнения чувств и переживаний пациента;

— интерпретации того, как терапевт понимает внутреннюю жизнь пациента.

Это мощнейшие инструменты, способствующие глубокому пониманию себя, развитию самостоятельности и фундаментальным изменениям в личности пациента.


Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы